Back to top

История создания Феодоровского городка

Источниковедческий обзор

В обзоре использованы материалы В. А. Булкина, Е. В. Исаковой, М. П. Капралова,
А. К. Крылова, Г. Б. Майоровой, В. Л. Мельникова, А. С. Федотова, Л.П.Сопроненко

Фёдоровский (Феодоровский) Государев Русский городок [ил. 1–3] явился выражением идеального представления о Святой Руси Государя Николая II и окружавших его любителей русской старины. Это была попытка воссоздать фундамент, на котором Россия могла бы устоять перед натиском Запада и внутренними волнениями народа. Устоять не удалось, но идеал был создан. Материальное воплощение идеи не устояло перед напором бурь истории, но сама идея осталась, вернее, она и была всегда на Руси, но открывалась ярко в отдельные моменты, а на этот раз, в конце имперского периода России, особенно ярко.

#fff
#fff

Ил. 1. С. С. Кричинский. Фёдоровский Государев Русский городок. Архитектурный ансамбль домов причта Фёдоровского Государева собора. 1913-1918. Располагается по адресу: Пушкин, Академический проспект, д. 14-18. Фотография начала 2000-х гг.

Ил. 2. Кедры у стен Фёдоровского Государева Русского городка. По воспоминаниям Ю. Д. Ломана, их высадка велась по инициативе Н. К. Рериха. Фотография конца 2000-х гг. Фотография 2009 г.

Ил. 3. С. С. Кричинский. Фёдоровский Государев Русский городок. Деталь ворот, ближайших к Офицерскому собранию

В разработке идеи русского стиля приняли участие многие художники, архитекторы, археологи, историки; принял участие и Николай Константинович Рерих. Насколько важен его вклад, видно по тому, что он вошёл в число учредителей Общества возрождения художественной Руси (далее – ОВХР), возникшего в 1915 г. в результате работы по проектированию и строительству Фёдоровского Государева собора [ил. 4] и Фёдоровского Государева Русского городка, начавшихся с 1909 г., а также создания музейных экспозиций в Царском Селе, в которых и принимал участие Н. К. Рерих. В прессе тех лет сохранились отдельные упоминания об этом [1].

#fff
#fff

Ил. 4. В. А. Покровский при участии В. Н. Максимова. Фёдоровский Государев собор. 1910-1912 Располагается по адресу: Пушкин, Академический проспект, д. 34. Фотография конца 2000-х гг.

8 января [1912 г.] в 2 часа дня, в Александровском Царскосельском дворце их величества Государь Император, Государыня Императрица Александра Феодоровна с великой княжной Ольгой Николаевной и великой княгиней Елизаветой Феодоровной изволили обозревать выставку работ учащихся в школе Императорского Общества поощрения художеств, представленную академиком Н. К. Рерихом. Академик Рерих имел счастие поднести его величеству икону собора Архистратига Михаила работы иконописной школы [2].

20 января [1914 г.] в Царское Село выезжали: морской министр, генерал-адъютант, адмирал [И. К.] Григорович, министр торговли и промышленности, тайный советник С. И. Тимашев, главноуправляющий землеустройством и земледелием, статс-секретарь А. В. Кривошеин, академик Н. К. Рерих [3].

Его императорское величество Государь Император в присутствии августейшего председателя Императорского Общества поощрения художеств его императорского высочества великого князя Петра Николаевича изволил обозревать в одной из зал Царскосельского Александровского дворца представленные директором школы Императорского Общества поощрения художеств академиком Н. К. Рерихом работы учащихся в школе.

Академик Рерих имел счастье поднести Государю Императору икону Св. Иоанна Милостивого, писанную ученицей Суворовой, фарфоровую этнографическую статуэтку работы ученицы Брускетти, а также альбом с воспроизведениями работ учащихся в школе и 1-й том своих сочинений [4].

В третий день сего [1915 г.] апреля Его Императорскому Величеству благоугодно было удостоить председателя Общества «Возрождение художественной Руси» следующей Всемилостивейшей телеграммой: «Члену Государственного совета кн. Ширинскому-Шихматову. Петроград. Горячо приветствую добрый почин учредителей Общества. Желаю быть осведомляем о всех его трудах и успехах. НИКОЛАЙ» [5].

Это царское приветствие послано в ответ на всеподданнейшую телеграмму учредителей Общества нижеследующего содержания: «Объединённые желанием послужить родине через собирание сокровищ древнего народного творчества, отражающего тот самобытный дух, в котором почерпает русская земля победную силу в грозной борьбе с зарубежными врагами, учредители Общества “Возрождение художественной Руси” с благоговением обращают взоры свои к Царскому престолу как исконному средоточию русской самобытности и, вознося ко Всевышнему горячие молитвы о ниспослании Вашему Императорскому Величеству здравия и сил на одоление неприятельских ратей и на благо родному народу, земно бьют Вам, Государь, челом, усердно прося внять выражению их проникновенной пламенной к Вам любви и готовности отдать все силы изучаемому ими отечественному делу.

Председатель кн. Алексей Ширинский-Шихматов, кн. Игорь Константинович, архиепископ Арсений Новгородский, епископ Анастасий Ямбургский, кн. Семён Абамелек-Лазарев, гр. Пётр Апраксин, гр. Алексей Бобринский, Николай Булычёв, протоирей Александр Васильев, Александр Волжин, Василий Георгиевский, Александр Кривошеин, Николай Лихачёв, Дмитрий Ломан, Николай Покровский, Пётр Покрышкин, кн. Михаил Путятин, Михаил Пуришкевич, Николай Рерих, Владимир Саблер, Алексей Столбаков, Владимир Суслов, Митрофан Ладыженский» [6].

Картины Н. К. Рериха находятся в Люксембургском музее в Париже, в Луврском музее декоративного искусства, в Национальном музее в Риме, в Русском музее Александра III, в музее Академии художеств, в московской Третьяковской галерее, в музеях нижегородском, вятском, уфимском и смоленском, в Царскосельском дворце и во многих частных собраниях [7].

Особенно показателен тот факт, что Н. К. Рерих вошёл в число 18 человек, избранных в Совет ОВХР, причём он был одним из двух представителей от художников наряду с В. М. Васнецовым.

В творчестве Н. К. Рериха периода 1909–1915 гг. русская тема является основной. Особо выделяется образ Святого Града, окружённого стеной, обречённого на заклание или объятого пламенем, спасаемого по молитве праведника. Особенно перекликаются с картинами Н. К. Рериха того периода росписи Круглой башни Ратной палаты [ил. 5].

 
#fff
#fff

Ил. 5. С. Ю. Сидорчук. Ратная палата. 1913–1917
Располагается по адресу: Пушкин, Фермская дорога, д. 5А. Фотография конца 1990-х гг. По данным Г. И. Авериной (1976), росписи Ратной палаты и Трапезной Фёдоровского городка делались по эскизам И. Я. Билибина, В. М. Васнецова и Н. К. Рериха

В письме к Святославу Николаевичу Рериху Юрий Дмитриевич Ломан (1906-1980), сын Д. Н. Ломана, руководителя строительства всего комплекса, осуществившего идею Николая II о Святой Руси, подробно описывает цели создания Русского городка и деятельность в нём патриотов России, выдающихся деятелей отечественной культуры, включая Н. К. Рериха. Этот важнейший для данной темы документ был представлен на выставке «Феодоровский городок в Царском Селе и Николай Рерих», открывшейся в октябре 2008 г. в Санкт-Петербургском государственном университете [ил. 6[8].

Уважаемый Святослав Николаевич!

Недавно побывал на выставке в Русском музее Ваших и Николая Константиновича работ и воспоминания детства нахлынули на меня.

Захотелось поделиться с Вами.

Фамилия Рерих часто произносилась в нашей семье. Мой отец, полковник Дмитрий Николаевич Ломан, был инициатором создания в Царском селе Фёдоровского городка, он же руководил строительством, доставал деньги для финансирования работ, осуществляемых без участия казны.

Городок должен был стать преемственным пересказом исконно русского художества на почве современности в условиях наших дней. Он состоял из пяти построек, обнесённых кремлёвской стеной со сторожевыми башнями, каменными с богатой резьбой воротами.

Автор проекта талантливый архитектор С. С. Кричинский шёл по пути воссоздания памятников русского зодчества, но в свободной трактовке, без точного следования определённым образцам.

В обсуждении и разработке проекта деятельное участие принимали: Н. К. Рерих, архитекторы А. В. Щусев, В. А. Покровский, М. В. Красовский, [П. П.] Покрышкин, архитектор-археолог В. В. Суслов, академики Н. П. Лихачёв, А. И. Соболевский, художники В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, И. Я. Билибин.

#fff
#fff

Ил. 6. Афиша выставки, выполненная на основе дизайна ОВХР второй половины 1910‑х гг. В оформлении использована фотография мозаики на западном фасаде Фёдоровского Государева собора «Фёдоровская Божия Матерь, окружённая сонмом ангелов и ликами предстоящих святых – покровителей Дома Романовых». Фотография из архива Л. С. Митусовой зафиксировала состояние мозаики после Великой Отечественной войны. По данным Г. В. Семёновой (2009), этот Образ был выполнен в мастерской В. А. Фролова по картону Н. С. Емельянова. Есть основания полагать, что в разработке его программы принимал участие и Н. К. Рерих

По инициативе Николая Константиновича из Верхотурья были доставлены сто саженцев кедров. Их высадили напротив здания Трапезной на берегу прозрачного проточного пруда  [9].

В разгар строительства городка мой отец оборудовал свою канцелярию в «розовом доме» – так в обиходе называлась постройка, входившая в архитектурный ансамбль. В просторном отцовском кабинете и смежной комнате, приспособленной под столовую, всегда было людно. Здесь можно было увидеть архитекторов, художников, археологов, офицеров, сановников, купцов, артистов, преподавателей рисования в провинциальных училищах, землемеров – словом, людей, принадлежащих к самым различным слоям общества, но объединённых заботой о сохранении бесценных памятников древнерусского зодчества.

Я постоянно вертелся около отца, к неудовольствию матери допоздна засиживался на ужинах, устраиваемых для участников вечеров народного творчества, невольно подслушивал разговоры взрослых, крепко их запоминал, однако, смысл услышанного дошёл до меня много лет спустя.

Может возникнуть вопрос: почему гвардейский полковник занимался строительством городка? Наверное, потому, что офицером он стал не по призванию. Отец Дмитрия Николаевича известный поэт-искровец Николай Логинович Ломан, печатавшийся под псевдонимом Злоречивый Гнут, умер, оставив семью без средств к существованию. Дочерей на казённый счёт определили в институты, а сына – во второй кадетский корпус, где когда-то Н. Л. Ломан, одновременно с Н. Г. Чернышевским, преподавал русскую словесность.

Став офицером, Дмитрий Николаевич всё свободное время отдавал литературе, истории и собиранию предметов старинного русского обихода. Он написал небольшую книжечку «Достопримечательности Санкт-Петербурга» – это была первая в таком роде книга, рассчитанная на народное чтение. По словам Дмитрия Николаевича, он унаследовал любовь к литературе от пращура Карла Юхана Ломана, шведского поэта и переводчика, а также деда, знатока скандинавской поэзии, коллеги Гоголя по Патриотическому институту, и, конечно, от отца.

Как-то Дмитрий Николаевич взял меня с собой в Славянскую гимназию, где состоялся концерт в пользу братьев-славян. В концерте принимали участие гимназисты, пел чешский хор. В антракте к нам подошёл какой-то господин, поздоровался с отцом, спросил, сколько мне лет, где я учусь. Когда он отошёл, отец сказал, что это архитектор Борис Константинович Рерих, брат Николая Константиновича.

В связи с войной, в городке был открыт лазарет для раненых, сформирован санитарный поезд и повозочная колонна. Они содержались на частные средства и были подчинены моему отцу.

По существующему тогда неписаному правилу работников искусств, преимущественно артистов, по-видимому, не без протекции, зачисляли в запасные полки, давая возможность продолжать заниматься своим делом и даже жить дома.

В штаты лазарета, санитарного поезда и колонны были зачислены художники Г. И. Нарбут, И. А. Шарлемань, Н. П. Пашков, И. Г. Блинов; артист музыкальной драмы Н. С. Артамонов, известный чтец-импровизатор и театральный педагог В. В. Сладкопевцев. По рекомендации Вашего отца в качестве санитара был зачислен преподаватель училища поощрения художеств и Высших женских архитектурных курсов П. С. Наумов. Вместе с ним проходил службу поэт Сергей Есенин, в котором принимал участие Николай Константинович.

Помню, как Есенин написал шутливое стихотворение: будто ему приснился Пушкин, пожаловавший в Фёдоровский городок. «Он спросил через дворовый гомон: где живёт полковник Ломан?» В доме розовом – ответил Есенин и показал Пушкину как пройти.

По эскизам художника Н. П. Пашкова санитары – мастерские живописцы, или как их тогда называли, богомазы Александр Брягин и Иван Симонов темперными красками расписывали палаты городка. Яичную темперу они почему-то называли «вапа».

В сентябре 1941 г., будучи ополченцем-пулемётчиком, я окопался на Пулковских высотах, в нескольких километрах от Фёдоровского городка. Пожалуй, именно на Пулковских высотах, где на каждом шагу ожидала смерть, перед мысленным взором промелькнула вся прожитая жизнь. Вспомнились люди, встреченные в детстве, их рассказы о далёких и близких предках, защищавших родную землю от иноземных захватчиков, вспомнились картины Николая Константиновича.

После выхода на пенсию, у меня появилось свободное время, и я занялся историей Фёдоровского городка, узнал много интересного. В 1915 г. было создано Общество возрождения художественной Руси. В числе его учредителей значатся Николай Константинович и мой отец. Местом деятельности Общества был избран Фёдоровский городок, а петроградская канцелярия полковника Ломана – Большой Казачий переулок, 9 – служила одновременно «письмоводством» Общества.

Члены вновь созданного Общества с удовлетворением отметили, что городок стал «первым опытным полем русского зодчества, возделанного на основе исконной красоты самобытного художества».

По мнению учредителей Общества, Большая Трапезная «должна была служить маяком, на который будут править кормчие больших кораблей русского художества и утлых лодочек русского художественного ремесла для того, чтобы в полном единении без мести беречь чистоту русского искусства».

В Трапезной устраивались концерты народного творчества. Они имели целью доказать, что искусство Древней Руси не было интеллектуально «немым».

В концертах принимали участие Великорусский оркестр под управлением В. В. Андреева, гусляр Н. Н. Голосова, известный баянист Ф. Ромш, артистка В. Устругова сказывала русские сказки, на подмостках Трапезной читали свои стихи поэты Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Городецкий, Алексей Ганин.

Деятельное участие в работе Общества принимали сотрудничавшие с И. Э. Грабарём в написании «Истории русского искусства» Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, В. А. Покровский, В. В. Суслов, В. К. Трутовский, А. В. Щусев, А. И. Успенский.

Членами Общества стали многие профессора Московского и Петроградского Археологических институтов. Среди членов Общества встречаются лица, рекомендованные Вашим отцом. В их числе В. А. Щавинский, работавший вместе с ним над получением новых темперных красок.

В городке было создано хранилище (музей) памятников древнерусского творчества, утвари, недостающей в обиходе начала 20-го века. Практическое назначение музея: оказание помощи конструкторам мебели, модельерам одежды.

10 марта 1916 г. состоялось общее собрание Общества. С докладами выступили: академик А. И. Соболевский – «Древние памятники художественной Руси», академик Н. К. Рерих – «Пути творчества», В. Т. Георгиевский – «Хождение по Руси» – так на русский лад Общество называло экскурсионную работу, направленную на ознакомление с памятниками древнего зодчества.

12 февраля 1917 г. в городке были закончены последние отделочные работы, а через несколько дней в газете появилась статья А. Н. Бенуа. Бенуа писал, что пока он и его единомышленники доказывают нецелесообразность строительства зданий в русском стиле, строительство Фёдоровского городка закончено.

После революции, летом 1918 г., закончив сверку расчётов, связанных со строительством городка, мой отец обратился с письмом к тогдашнему наркому просвещения А. В. Луначарскому с предложением своих услуг для организации охраны памятников. По-видимому, в связи с этим письмом он не раз выражал сожаление, что не может посоветоваться с Николаем Константиновичем.

Захватив Пушкин, фашисты разрушили Фёдоровский городок, срубили кедры – осталось всего лишь несколько деревьев. Теперь городок взят под охрану государства, ведутся реставрационные работы, а о городке – интересном памятнике архитектуры, тепло пишут в газетах и журналах. У меня на стене висит блюдо, выполненное в русском стиле. На нём выгравировано: «Многоуважаемому Дмитрию Николаевичу Ломану в день переселения в им же созданный русский городок. 12.2.1917 г.». Под блюдом висит фоторепродукция с картины известного художника Гавриила Горелова. На картине изображена панорама городка и трое мальчиков, один из них – я.

#fff
#fff

Ил. 7. С. Н. Рерих. Письмо Ю. Д. Ломану. Бангалор. 23 января 1979. Собрание Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов

В заключение хочу сказать, что у нас в Советском Союзе ведётся большая планомерная работа по охране, реставрации и пропаганде памятников истории и культуры. Активную помощь государству в этом благородном деле оказывает Общество охраны памятников.

Когда-то Николай Константинович писал: «Пусть памятники не пугают нас, но живут и вносят в жизнь лучшие стороны прежних эпох». В наши дни памятники древнерусского зодчества известны и любимы народом. Туристические маршруты пролегли от Киева до Соловецких островов. Буквально миллионы людей участвуют в «хождении по Руси».

Буду рад, если моя информация покажется Вам интересной. Низко кланяюсь Вашей супруге. Её портреты, увиденные на выставке, произвели на меня большое впечатление.

Уважающий Вас,

Юрий Дмитриевич Ломан.
3 января 1979
 г.

В ответ С. Н. Рерих прислал следующий тёплый отклик [ил. 7].

Уважаемый Юрий Дмитриевич,

Я был очень рад получить Ваше письмо и ознакомиться с некоторыми до этого незнакомыми деталями этого прекрасного начинания Вашего Отца. Охрана Старины – это священный долг каждого гражданина, устремлённого в будущее и любящего свою Родину.

Ещё раз большое Вам спасибо!

Уважающий Вас,

Святослав Рерих.

 

Эти документы являются базовыми для созданной мультимедийной информационной системы «Архитектурно-художественный комплекс Феодоровский городок в Царском селе как пример Русского стиля» (далее – МИС), призванной напомнить о драгоценном вкладе Н. К. Рериха, Д. Н. Ломана и их современников в возрождение самобытности русской культуры. Данная информационная система является плодом совместных усилий Университета ИТМО, СПбГМИСР, Царскосельской иконописной мастерской, мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургского государственного Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина под руководством академика Академии художеств РФ, профессора А. К. Крылова. При подготовке МИС были использованы уникальные архивные и изобразительные материалы из фондов Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, главным образом, из фонда архивных и фотографических материалов, образованного академиком Александром Константиновичем Крыловым [10], первая опубликованная в советское время научная работа о Фёдоровском Государевом Русском городке – статья «Ключ к разгадке» члена Союза писателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга, члена Петровской Академии наук и искусств, учителя изобразительного искусства села Поляны Рязанской области Галины Ивановны Авериной [11], материалы московского историка Александра Сергеевича Федотова [12] и редкие фотографии, собранные Царскосельской иконописной мастерской и священником Николаем Николаевичем Мочалкиным.   Опираясь на  исторические материалы, на кафедре Графических технологий Университета ИТМО были созданы виртуальные реконструкции  экстерьера комплекса Федоровского городка, интерьера Трапезной палаты, а также интерактивное приложение для их просмотра в гарнитуре виртуальной реальности. Использование компьютерных технологий позволит ввести в современный культурный контекст весьма обширный корпус информации и предоставит пользователю возможность увлекательного виртуального погружения в пространство ныне во многом утраченного памятника русской культуры.

Таким образом, в МИС можно   зримо представить Фёдоровский Государев Русский городок, обнесённый кирпичными стенами, представляющий собой в плане неправильный шестиугольник, углы которого оформляют шесть башен. Стены с зубчатыми парапетами и разнообразно решённые башни и в наши дни, несмотря на прошедшее лихолетье, крепки. В целом комплекс создаёт образ древнерусского кремля. Здания включены в прясла стен, и только дом дьяконов и канцелярии Фёдоровского Государева собора или Розовая палата (название дано по окраске фасадов) находится в центре двора [13].

В 1994 г. на территории Фёдоровского городка было создано подворье Патриарха Московского и Всея Руси, а в 2007 г. начался процесс передачи комплекса Троице-Сергиевой лавре. Но с 2010 г. городок получил статус Синодального подворья. Как сообщал руководитель пресс-службы Московской Патриархии отец Владимир Вигилянский [14], планировалось, что здания будут выполнять следующие функции: в Трапезной палате разместится резиденция Патриарха, в Доме для нижних чинов – гостиница для сопровождающих Патриарха лиц, в Белокаменной палате – гостиница для высокопоставленных гостей, в Розовой палате – гостевой дом. В башнях также планировалось разместить мастерские и музей истории Православия в России. В дальнейшем Президент Российской Федерации принял решение предать весь комплекс в Управление своих дел. Теперь больше оснований полагать, что в концепцию восстановления и использования Фёдоровского городка войдёт воссоздание исторического вида интерьеров палат, а также возобновление музейных экспозиций русской национальной церковной и бытовой старины.

Как известно, во время строительства городка было выдвинуто предложение членов ОВХР Н. К. Рериха, В. М. Васнецова и И. Е. Репина открыть в одном из зданий Музей древнерусского искусства и зодчества. В городке было решено создать уникальную коллекцию древнерусских орнаментов XVI–XVII вв., коллекцию парчи, коллекцию оружия XVI в., коллекцию икон и церковной утвари XVI–XVII вв. Один из образцов орнамента в «зверином» стиле, выполненный Н. К. Рерихом примерно в это время, сохранился в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов [ил. 8[15]. Коллекция быстро пополнялась, и в итоге образовалось крупное собрание предметов искусства, о котором Ю. Д. Ломан упомянул в своём письме к С. Н. Рериху как о новом научно-практическом, методическом центре для мастеров декоративно-прикладного искусства, конструкторов мебели и модельеров одежды. Хотелось бы верить, что эта работа в Фёдоровском городке будет продолжена - подобно тому, как возобновляется деятельность ОВХР на собраниях продолжателей былого Общества. Вновь, как когда-то в квартире Д. Н. Ломана, собираются деятели искусства и православные священники, ведутся беседы о русской старине, русской речи и их возрождении.

 
#fff
#fff

Ил. 8. Н. К. Рерих. Звериный орнамент. Бумага на картоне, акварель, тушь, гуашь, графитный карандаш. 46,5 × 7,5. Собрание СПбГМИСР. КП-527. Инв. № Г 27.

Изданные полностью лишь недавно воспоминания Ю. Д. Ломана проливают новый свет на деятельность Н. К. Рериха на ниве возрождения русских национальных корней и русского стиля в архитектуре и искусстве в начале XX в.[16]. После революции доступ к документам, отражающим эту деятельность, был закрыт, поскольку инициатором этого движения был сам Государь Николай II.

В июне 1915 г. настоящим пророчеством прозвучали слова Н. К. Рериха, изданные в Царском Селе в самый разгар строительства Фёдоровского Государева Русского городка. В них – предвидение испытаний, выпавших на долю Царского Села и всей нашей страны в двадцатом столетии, и понимание особого призвания настоящих и будущих братских могил и усыпальниц.

Я вижу братские могилы – курганы на полях брани. Вижу их и близко от столиц.

Вся Русь боролась. Пусть каждый город сохранит возле себя подлинный памятник геройства.

О смерти ли говорить? Не отвозить ли маленькими шествиями павших в бою на мирные кладбища?

Можно говорить о смерти тем, кто её не боится. Кто мужественно знает, что в смерти идём отдыхать.

А Русь умирать умеет. Умеет умирать на поле битвы. Умеет умирать мирно, со свечою в руке.

Умеет Русь и хранить священную память. Если в мятущемся городе с его нестройными толпами быстро исчезают кладбища, если над сотрудниками Петра уже раскинулся Ботанический сад, то вне суеты, на просторе, где люди к земле прикасаются и черпают из неё силу, там курганы живут тысячелетия.

Открываются глаза наши. Будни ушли. Серое вчера сменилось великим сегодня и бесконечным в значении – завтра.

Правда, создадим красивую память героям. Создадим прекрасные усыпальницы, овеянные чистым ветром, украшенные дарами природы.

Около Петрограда, около Царского Села есть холмы. И на них запечатлеется память героев. И придут люди к курганам. И прочтут на валунах священные слова. И обновятся духом [16].

Создание МИС является новой вехой, за которой работа по актуализации прошлого для многих её участников вышла на новый уровень. Одна за другой откроются другие выставки, состоятся встречи, лекции, конференции, концерты и литературные чтения, посвящённые Фёдоровскому Государеву Русскому городку и его создателям. К тому же, использование современных компьютерных технологий позволит значительно расширить аудиторию, которой будет доступна и интересна информация об этом уникальном комплексе. Воистину, Фёдоровский городок может стать беспримерным символом «красивой памяти героям». На нашем поколении лежит ответственность за то, чтобы он таким символом и оставался.

 


[1] Ниже материалы приводятся по изд.: Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918 / Сост. О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; отв. ред. А. П. Соболев. – Вып. 4: 1910–1912. – СПб., 2007. – Вып. 5: 1913–1918. – СПб., 2008. См. также др. материалы из периодики тех лет на тему ОВХР в изд.: Николай Рерих. Археология: Книга первая. Материалы Императорской Археологической комиссии. 1892–1918 / Сост., примеч. и коммент. В. Л. Мельникова. – Самара: Агни, 1999. – (Петербургский Рериховский сборник. – Вып. II–III). – С. 661–663, 704–705.

[2] Придворные известия // Новое время. – СПб., 1912. – 10/23 января. – № 12870. – С. 5.

[3] Придворные известия // Новое время. – СПб., 1914. – 21 января / 3 февраля. – № 13600. – С. 6.

[4] Изо дня в день // Петербургская газета. – 1914. – 22 января. – № 21. – С. 4.

[5] Известно ещё одно аналогичное изречение Николая II, оставленное в книге посещений Фёдоровского городка: «12 февраля 1917 г. осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Гос. соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог на помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай» (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Д. 109. Л. 9).

[6] Придворные известия // Русское слово. – М., 1915. – 10/23 апреля. – № 81. – С. 5.

[7] 25-летие художественной и литературной деятельности Н. К. Рериха // Речь. – Пг., 1915. – 10/23 декабря. – № 340. – С. 3.

[8] Феодоровский городок в Царском Селе и Николай Рерих: Буклет выставки в Главном здании СПбГУ (Двенадцати Петровских коллегий) / Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов; Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. – СПб., 2008. – 16 с., ил.

[9] В наши дни сохранилось 10 кедров.

[10] См. также: Крылов А. К. Фёдоровский городок – «Китеж» русской культуры // Программа «Храм» Санкт-Петербургского Фонда культуры. – Вып. 9. – СПб., 1995; Ломан Ю. Д. Воспоминания крестника Императрицы // Программа «Храм» Санкт-Петербургского Фонда культуры. – Вып. 7. СПб., 1994. – 144 с.; Ломан Ю. Д. Воспоминания крестника Императрицы: Автобиографические записки: 2‑е изд., доп. / Сост. А. К. Крылов; Российская Академия художеств; Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Всероссийское общество памяти святителя Макария. – СПб., 2010. – 304 с.

[11] Аверина Г. Ключ к разгадке. – [1976 г.] // Николай Рерих. Археология: Книга первая. Материалы Императорской Археологической комиссии. 1892–1918 / Сост., примеч. и коммент. В. Л. Мельникова. – Самара: Агни, 1999. – (Петербургский Рериховский сборник. – Вып. II–III). – С. 705–707. Ср.: Аверина Г. И. Флигель: Деяние светлых мыслей // Царскосельская Газета. – Пушкин, 2002. – 23 ноября. – № 91 (9413); Она же. К юбилею великого земляка // Вечерняя Рязань. – 2010. – 30 сентября. – № 38 (1269).

[12] Федотов А. С. Общество возрождения художественной Руси // Актуальные проблемы истории русской культуры: Сб. научных трудов / Институт истории АН СССР. – М., 1992. – С. 182–207; Он же. Праздники и концерты в Фёдоровском городке Царского Села (1914–1917 годы) // Петербургские чтения-97: Энциклопедическая библиотека «Санкт-Петербург-2003». – СПб., 1997. – С. 665–670; Он же. В. М. Васнецов и создание Фёдоровского городка в Царском Селе. «Памятная записка» архитектора С. С. Кричинского // Москва в начале XX века: Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. – М., 1997. – С. 327–352.

[13] Семёнова Г. В. Царское Село: знакомое и незнакомое. – М.: Центрполиграф, 2009. – С. 92–95.

[14] Цит. по: Голубкова, Мария. Город Патриарха. Фёдоровский городок в Царском Селе отреставрируют под резиденцию главы РПЦ // Российская газета. – М., 2010. – 13 октября. – № 5310 (231).

[15] Рериховский век: Каталог выставки. Живопись и графика / Отв. ред.: А. А. Бондаренко и В. Л. Мельников. – СПб.: Золотой век, 2009. – С. 217. – № 484.

[16] Ломан Ю. Д. Воспоминания крестника Императрицы: Автобиографические записки: 2‑е изд., доп. / Сост. А. К. Крылов; Российская Академия художеств; Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Всероссийское общество памяти святителя Макария. – СПб., 2010. Приведём несколько упоминаний, свидетельствующих о том, насколько значимым было участие Н. К. Рериха в жизни Фёдоровского Государева Русского городка (с. 20, 35, 177–181): «Фёдор и Костя Прибытковы частенько дома, один из них шофёр, другой – то кучер, то посыльный. Костя возит пакеты архитектору Кричинскому, Н. К. Рериху на Морскую улицу, его брату Б. К. Рериху на Васильевский остров и там же, на Васильевском острове он заносит пакеты Н. Н. Арбатову»; «Н. К. Рерих рекомендовал в члены Общества Н. Н. Арбатова, который, будучи членом Общества искусства и литературы, предоставил Станиславскому и Немировичу-Данченко сарай в своём именьице для репетиций труппы будущего Художественного театра»; «Общество объединяло людей разных политических взглядов и художественных устремлений. Для царских сановников понятие “национальное русское искусство” отождествлялось с идеями монархическими и казённо православными. Для Васнецова, Рериха, Нестерова, Суслова, Щусева подлинным истоком национального начала в русском искусстве являлся народ, создавший изумительные по красоте и поэзии сказания, песни, художественные изделия».

[17] Рерих Н. К. «Дивинéц» // Царскосельский район и особый эвакуационный пункт. – 1915. – Июнь. – № 6. – С. 5–6.

#fff