Back to top

Роль Феодоровского городка в истории российской государственности

По материалам Марии Анашиной, Михаила Капралова, Александра Крылова, Галины Лукьяненко, Галины Майоровой и Владимира Мельникова

Как известно, собственно Феодоровский (Фёдоровский) городок находится в Царском Селе (ныне город Пушкин в черте Санкт-Петербурга) по адресу: Академический проспект, 14-18. Его появление связано со строительством Феодоровского Государева собора, расположенного поблизости, отсюда его первоначальное название: Дома для причта и служащих Феодоровского Государева Собора. В широком смысле под Феодоровским городком понимают весь комплекс построек в стиле XVII века, расположенных в Фермском парке: Феодоровский собор, Дома для причта, обнесённые крепостной стеной, Ратная палата, Императорский павильон, Казармы Собственного Его Императорского Величества конвоя.

Роль Феодоровского городка в истории Российской государственности раскрывают следующие издания:

  1. Бардовская Л. В., Ходасевич Г. Д. Феодоровский Государев собор. – СПб.: Изд-во Зимина, 2002. – 27, [1] с.: цв. ил.
  2. Боян XX века: Николай Клюев в Русском городке Царского Села и «Общество возрождения художественной Руси» / Составитель Ю. В. Шабарова. – СПб. – Царское Село: Общество русской традиционной культуры, 2011. – 30, [2] с.: ил.
  3. Возрождение художественной Руси. Русский городок Царского Села. Общество возрождения художественной Руси. Эпос Санкт-Петербурга. – СПб. – Царское Село: Общество русской традиционной культуры; Видеостудия «Искона», 2011. – 144 с. + 2 DVD c 15 видеофильмами 2008–2011 годов.
  4. Жевахов Н. Д. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов. Краткий очерк жизни и деятельности. – 2-е изд. – СПб., 2015. – 40 с.
  5. Исконная Русь: К 93-й годовщине посещения Николаем II Русского [Феодоровского] городка в Царском Селе / Авт.-сост. Н. Н. Мочалкин. – СПб., 2016. – 32 с.
  6. Крылов А. К. Колористический символизм древнерусской стенописи (статьи, исследования, заметки) / А. К. Крылов; Российская академия художеств, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Всероссийское общество памяти святителя Макария, Региональный благотворительный фонд «Покровский», 2011. – СПб.: Артиндекс, 2011. – 509, [6] с., [6] л. цв. ил.: ил., портр.
  7. Ломан Ю. Д. Воспоминания крестника Императрицы (автобиографические записки): Сборник / Ю. Д. Ломан; Сост.: А. К. Крылов; Редколлегия: Л. И. Кушарина и др. / Российская академия художеств, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Всероссийское общество памяти святителя Макария. – Изд. 2-е доп., с прил. и ил. – СПб., 2010. – 301, [1] с.: ил., портр., факс.
  8. Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. VIII: Н. К. Рерих и его современники. Архитекторы и архитектура; Восток глазами Запада. – СПб., 2011. – 488 с.
  9. Русский городок Царского Села – Китеж ХХ века: Иллюстрированная история Фёдоровского городка и «Общества возрождения художественной руси». – СПб. – Царское Село: Общество русской традиционной культуры, 2011. – 192 с.: 541 ил.
  10. Феодоровский городок в Царском Селе и Николай Рерих: Буклет выставки в Главном здании СПбГУ («Двенадцать Петровских коллегий») / Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. – СПб., 2008. – 16 с.: ил.
  11. Общество возрождения художественной Руси и Фёдоровский городок Царского Села (сборник документов и материалов) / Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербургский государственный университет, Исторический факультет, 2013. – СПб.: Общество русской традиционной культуры, 2013. – 544 с.

Феодоровский Государев русский городок в современном иконописании

Словно явленный Китеж оживает Феодоровский Государев Русский городок на современных иконах. Они запечатлели его историческую роль и метаисторический смысл.

В качестве примера рассмотрим икону, созданную Ольгой Ивлевой по замыслу иерея Н. Н. Мочалкина в стенах Александро-Невской Лавры, в год его честной кончины – в 2013 году (ил. 1).

В верхней части – икона Богородицы Феодоровская в облачно-огненном снисхождении. В центре на иконе – Феодоровский собор и Русский городок за ним. В молитвенном предстоянии – святые Серафим Саровский и Царь Николай II.

#fff
Ил. 1. Ольга Ивлева. Икона, писанная к 400-летию Дома Романовых и к 100-летию закладки Русского городка при Феодоровском соборе Царского Села, в память священника Николая Мочалкина –молитвенника и ревнителя о деле возрождения художественной Руси. 2013. Частное собрание, Санкт-Петербург
#fff

Ил. 1. Ольга Ивлева. Икона, писанная к 400-летию Дома Романовых и к 100-летию закладки Русского городка
при Феодоровском соборе Царского Села, в память священника Николая Мочалкина –молитвенника и ревнителя
о деле возрождения художественной Руси. 2013. Частное собрание, Санкт-Петербург

«Феодоровская» означает «Богодарованная». Почитание иконы началось в 1164 году в храме Феодора Стратилата в Городце на Волге Андреем Боголюбским как покровительницы Русской Богодарованной власти. Об этом свидетельствует верхнее правое клеймо у поля иконы. Верхнее левое клеймо знаменует посещение Государя и его семьи Костромы во время известного паломничества.

Остальные клейма слева и справа у полей иконы являют различные события, имеющее непосредственное отношение к Русском городку и его посещениям Николаем II и его близкими. Здесь запечатлены Александровский дворец, Трапезная палата, Лазарет и другие постройки. В этих событиях Николай II представлен как борец за возрождение русских народных образов, введение их в церковную культуру и создание новых чисто русских праздников. Напоминает об этом украшение-навершие всей верхней части иконы, увенчанной Крестом. В основе украшения – роспись лестницы Круга Солнечного Трапезной палаты Русского городка: райские птицы, цветы, ягоды и мифологические существа русского фольклора.

В городке действовало Общество возрождения художественной Руси, собравшее лучших знатоков древнерусской культуры на вершине развития Российской империи. Некоторые из них также запечатлены на клеймах.

Строители Феодоровского городка

Комплекс Феодоровского городка начали создавать в 1909 году, в возвращённом в царствование Николая II Высоком Русском стиле.

Непосредственно Феодоровский городок отсылает нас к лучшим образцам русской архитектуры XII–XVII веков. Он представляет собой неправильный в плане треугольник площадью 2,5 га, обнесённый каменной стеной с башнями. Его постройки символизируют архитектурное единство российских городов и «царств», выражают идею внутренней целостности государства, возрождение национальных традиций.

Архитектор Феодоровского городка Степан Самойлович Кричинский (1874—1923) (ил. 2) отмечал: «Мною взяты за образец памятники русского зодчества XVI, XVII и начала XVIII веков… Главные здания, выходящие фасадом к собору, были проектированы в русском стиле XVII столетия, а второстепенные и служебные постройки – в духе гражданских сооружений Новгорода и Костромы».

#fff
Ил. 2. Архитектор Феодоровского городка Степан Самойлович Кричинский (1874—1923)
#fff

Ил. 2. Архитектор Феодоровского городка Степан Самойлович Кричинский (1874—1923)

Летом 1913 года эскизы были одобрены императором Николаем II. В сентябре того же года был утверждён Комитет по строительству домов при Феодоровском соборе, который возглавил ктитор (церковный староста) Феодоровского собора, полковник Дмитрий Николаевич Ломан (1868—1918). Также был создан Комитет по художественно-историческим вопросам, председателем которого стал князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов (1862—1930). В состав Комитета входили также В. М. Васнецов, П. П. Покрышкин, Н. К. Рерих, В. В. Суслов, князь М. С. Путятин и другие деятели искусства и науки того времени.

#fff
Ил. 3. Н. К. Рерих. Заморские гости. 1902. Пастель, картон. Частное собрание, Россия
Ил. 3. Н. К. Рерих. Заморские гости. 1902. Пастель, картон. Частное собрание, Россия
#fff

Ил. 3. Н. К. Рерих. Заморские гости. 1902. Пастель, картон. Частное собрание, Россия

Ил. 4. Н. К. Рерих. Автограф на картине «Заморские гости» (1902) –
дарственная надпись одному из устроителей Русского городка в Царском Селе
князю Михаилу Сергеевичу Путятину (1861—1938), с 1 января 1911 года – начальника Царскосельского Дворцового Управления:
«Дорогому Михаилу Сергеевичу князю Путятину, искреннему любителю искусства Русского от чистого сердца на память – Н. Рерих. 23 окт. 1909»

Работы начались 26 августа (8 сентября нового стиля) 1913 года и продолжались до июля 1918 года, таким образом, строительство было закончено уже после Октябрьской революции. Финансирование осуществлялось за счёт добровольных пожертвований.

В нашем распоряжении имеются документальные свидетельства о строителях Феодоровского Государева Русского городка, хранящиеся в фондах Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов. Все они являют нам историческую роль этого единственного завершённого ансамбля начала ХХ века в России.

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, СОХРАНЁННЫЕ ПРОФЕССОРОМ А. К. КРЫЛОВЫМ

  1. Материалы к изданию Ю. Д. Ломана (сына Д. Н. Ломана) «Воспоминания крестника императрицы», с описанием большинства событий и упоминаниями многих лиц, связанных с Феодоровским Государевым Русским городком в Царском Селе. Папка с рукописными, копийными и печатными материалами [ссылка на pdf файл: https://yadi.sk/i/dZPLzHMY_n5iTA]. Эта папка ценна тем, что представляет нам процесс создания известной книги Ю. Д. Ломана, ставшей для всех исследователей Царского Села настольной. В папке собрана машинопись рукописи Ю. Д. Ломана, датированная 25 апреля 1967 года. Подготовлена машинопись супругой автора Л. И. Кушариной в феврале 1995 года. Она её исправила и дополнила, украсила иллюстрациями.
  2. Машинописная рукопись Ю. Д. Ломана «Есенин на военной службе», датированная 25 апреля 1967 года (21 лист). Здесь же подборка машинописных копий писем «Из переписки Ю. Д. Ломана» 1960-1980-х годов, всего 15 листов. Во многих письмах так или иначе затронуто пребывание С. А. Есенина в Феодоровском городке. Здесь и копии писем художника С. Н. Рериха Ю. Д. Ломану от 23 января 1979 года, и Ю. Д. Ломана писателю В. П. Катаеву от 30 июля 1980 года, и ряд других посланий [ссылка на pdf файл: https://yadi.sk/i/uTrHix4EoyVn3g].
  3. Рукопись Л. И. Кушариной «Они – патриоты», в которой рассказывается о людях, стоявших у истоков строительства городка в Царском Селе, а также даётся краткая биография Ю. Д. Ломана. Данный текст опубликован в Материалах X Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария (М.: Можайск-Терра, 2003) [https://yadi.sk/i/SPlthD3cm_mLPw].

Во всех этих документах показана выдающаяся роль Феодоровского городка в истории Российской государственности. Затронуты в них и памятные страницы времён Первой мировой войны.

Лазарет в Феодоровском городке

Почти сразу после начала Первой мировой войны, осенью 1914 года в Феодоровском городке был создан лазарет № 17 для раненых солдат. В 1916 году был устроен лазарет для офицеров. Комендантом лазарета стал всё тот же Д. Н. Ломан. Великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна взяли шефство над лазаретом и помогали по уходу за больными. Раненых с фронта перевозил Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества государыни императрицы Александры Феодоровны.

#fff
Ил. 5. Памятная доска Сергею Есенину на стене Феодоровского городка
#fff

Ил. 5. Памятная доска Сергею Есенину на стене Феодоровского городка

В начале 1916 года в лазарет санитаром был определён Сергей Есенин, который в июне 1916 года также был зачислен в канцелярию Феодоровского собора.

По предложению Д. Н. Ломана в лазарете Феодоровского городка устраивались концерты для раненых. Так, 22 июля 1916 года состоялся концерт в честь тезоименитства вдовствующей императрицы Марии Феодоровны и её внучки великой княжны Марии Николаевны. Сын Д. Н. Ломана Юрий писал в своих воспоминаниях: «Одеты сегодня Высочайшие особы изыскано. Императрица не в костюме сестры милосердия, а в платье своего любимого сиреневого цвета. Это редкий случай, когда младшие Великие княжны нарядно одеты. Обыкновенно у них довольно затрапезный вид: зимой они ходят в шерстяных вязаных кофточках, на голове – вязаные шапочки, а вокруг шеи замотан длинный шарф, а летом – в длинных шелковых кофточках, заметно выгоревших на спине».

Вели концерт С. А. Есенин и В. В. Сладкопевцев. В концерте принимал участие Великорусский оркестр струнных, духовых и ударных инструментов В. В. Андреева. Двадцать восьмого декабря 1916 года состоялся вечер народного искусства, где все выступавшие были в костюмах в стиле XVII столетия. Среди участников были: поэт С. А. Есенин, балерина А. Я. Ваганова, певица Н. В. Плевицкая, артистка В. К. Устругова, актеры Н. Н. Ходотов и В. Н. Давыдов, музыкант В. В. Андреев, певец Ю. С. Морфесси.

Музей древнерусского искусства и зодчества в Феодоровском городке

По мнению ряда авторов, Феодоровский городок рассматривался как архитектурный и художественный манифест 300-летия Дома Романовых. По инициативе Общества возрождения художественной Руси, в состав которого входили В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. Е. Репин и другие выдающиеся художники того времени, в одном из зданий был открыт Музей древнерусского искусства и зодчества. Здесь была собрана богатая коллекция предметов русского искусства: орнаменты, оружие, парча, иконы и церковная утварь XVI–XVII веков.

У этого начинания были предшественники и союзники: Исторический музей в Москве, Музей допетровского искусства и быта, учреждённый в Санкт-Петербурге в 1909 году по инициативе Н. К. Рериха, Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, Музей Старого Петербурга, Русское собрание, Историко-этнографический музей «Русская старина» в Смоленске и т. д. Все эти инициативы так или иначе были учтены организаторами Музея древнерусского искусства и зодчества в Феодоровском городке, получившего Высочайшее покровительство Николая II.

В квартире Д. Н. Ломана в Феодоровском городке собирались люди, неравнодушные к русской истории и культуре, которые вели дискуссии о возрождении России. Среди участников этих бесед были художники И. Я. Билибин, В. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров, Н. К. и Б. К. Рерихи, архитекторы С. С. Кричинский, А. В. Померанцев, А. В. Щусев, музыканты В. В. Андреев и С. С. Митусов, и другие.

Феодоровский городок после революции

После Октябрьской революции лазареты в Феодоровском городке были закрыты. В 1918 году все постройки передали Петроградскому агрономическому институту. Однако предметы старины по-прежнему оставались здесь на хранении. Городок серьёзно пострадал в Великую отечественную войну, во время оккупации. Коллекции и ценности были вывезены. Верхотурские кедры, посаженные по инициативе Н. К. Рериха, немецкие оккупанты педантично выкопали и вывезли в Германию. Здания получили серьёзные повреждения в результате обстрелов – поблизости находился передний край обороны немцев, о чём подробно написал сын строителя городка Юрий Дмитриевич Ломан, воевавший на Пулковских высотах.

#fff
Ил. 6. Состояние мозаики «Богоматерь Феодоровская с предстоящими ангелами и избранными святыми»
#fff

Ил. 6. Состояние мозаики «Богоматерь Феодоровская с предстоящими ангелами и избранными святыми»
над западным входом Феодоровского собора в Царском Селе вскоре после окончания военных действий.
1944–1946. Фотография, подаренная Д. Н. Ломаном (?) основательнице СПбГМИСР Людмиле Степановне Митусовой.

После войны реставрация началась лишь в 1976 году. В 1982 году здесь был открыт филиал гостиницы «Мир».

В 1994 году Феодоровский городок был передан Русской Православной церкви, и по благословению Патриарха Алексия II было создано Патриаршее подворье. В 2001 году городок был включен в список памятников Федерального значения.

#fff